Однако основная часть издания отдана не отдельным книгам, а темам, которые наиболее ярко выделяются в литературном потоке. Мы разделили их на две группы -- вечные и актуальные. Самое интересное в вечных -- их нынешнее прочтение, то, как литература препарирует их сегодня. Вечные темы этого выпуска "Книжного квартала": любовь -- как тайный миф западной культуры; война -- как поставщик новых поколений писателей; семья -- как фокус возрождающегося реалистического романа; наркотики -- как продукт, утративший способность расширять литературное сознание.
Актуальные темы -- это ответ литературы на современную нам реальность, насыщенную политикой, масскультом, биржевыми индексами, природными и социальными переменами. То, что оказалось актуальным сейчас, ко времени выпуска следующего "Книжного квартала" может утерять остроту, но сегодня эти темы в центре общественного обсуждения. Новые книги и отражают существующую дискуссию, и провоцируют ее дальнейшее развитие.
В этом номере обсуждаются: борьба СССР и "старой Руси" за победу в конкурсе за звание самого главного прошлого новой России; переоценка девяностых в свете последних постановлений; повышение статуса бомжа до главного героя; смысл и перспективы проекта "таинственный автор".
________________________________________
Как опознать человека, который пережил 1990-е в России
Он до сих пор считает, что:
1. Сто долларов -- единица измерения больших денег.
В рублях считают только в булочной, а перед совершением крупной траты рублевая цена привычно пересчитывается в американскую валюту.
Если курс "удобный", то необходимые вычисления производят в уме, а если нет -- приходится пользоваться калькулятором.
2. Малиновый пиджак выглядит уместным только на ростовом портрете симпатичного молодого человека, который проникновенно смотрит с гигантского гранитного надгробия. Малиновые пиджаки стали первыми и наиболее массовыми жертвами естественного отбора -- чаще всего они погибали в разборках. Несколько больше шансов выжить было у тех, кто надел костюм "от Версаче": просто так их уже не убивали, а деликатно поручали заказ киллеру. И только поклонники Йоджи Ямамото дожили до наших дней почти без потерь.
3. Афганец -- не национальность, а род занятий, обогащающий, но повышенно опасный. Те, кто не был готов совмещать финансовые операции с боевыми действиями, предпочитали иметь дело с инвалидами. За скромную мзду их целительное прикосновение могло превратить мертвый безнал в живую наличку.
4. "Наперсток" -- это название трагедии в стихах. Она начинается словами: "Не проходим, а подходим, деньги вынимаем -- в два раза больше получаем. Кручу-верчу -- обмануть хочу, мужчина без денег -- это мужчина бездельник".
5. Диджеи радио "Станция 106.8 FM" и фамилия Саши Птюча по-прежнему известны всем.
6. Если раз в жизни предлагали купить "цинк патронов" к "калашникову" -- об этом нельзя забыть. Поэтому история о том, как мог купить его или расточенный под боевые патроны итальянский газовый пистолет на Рижском рынке, но отказался, часто звучит в беседах с подрастающим поколением.
7. Слова "расселили коммуналку", "снести несущую стену" и "джакузи" звучат романтично.
10. Можно хвастаться тем, что у первого мобильного телефона был черно-зеленый экран, не было SIM-карты и он не помещался в кармане брюк.
Потому что с покупкой такого телефона более успешные друзья перестали обзываться "тинейджер -- сбоку пейджер", которому нужно "повторять три раза через пять минут".
14. Правильный ответ: "Да, да, нет, да".